Историческая справка

Современное название — «Учебно-методический центр развития образования в сфере культуры и искусства Санкт-Петербурга» учреждение получило недавно — в 2016 году. За всю историю существования название организации менялось несколько раз, как менялись и адреса её местонахождения. В образовательное учреждение дополнительного профессионального образования организация была преобразована более двадцати лет назад.

В мае 1996 года приказом Комитета по культуре Администрации Санкт-Петербурга было создано государственное образовательное учреждение под названием «Учебно-методический центр по образованию системы Комитета по культуре Санкт-Петербурга», а его директором назначена Елена Сергеевна Михайлова, которая возглавляет Центр по сей день.

Начало деятельности нашей организации было положено в далёком 1974 году, когда Распоряжением Исполкома Ленгорсовета от 26.12.1973 года № 2043-р в соответствии с постановлением коллегии Министерства культуры РСФСР от 8 июня 1973 года было разрешено Главному управлению культуры открыть с 1 января 1974 года Городской методический кабинет учебных заведений Главка. Затем последовал Приказ начальника Главного управления культуры Исполкома Ленгорсовета от 29.12.1973 № 332, в котором говорилось: «В соответствии с постановлением коллегии Министерства культуры РСФСР от 8 июня 1973 года и распоряжением Исполкома Ленгорсовета № 2043-р от 26.12.1973 года приказываю: 1. Открыть с 1 января 1974 года Городской методический кабинет учебных заведений Главного управления культуры Исполкома Ленгорсовета».
И, наконец, Приказом начальника Главного управления культуры Исполкома Ленгорсовета № 57 от 13.03.1974 г. Городской методический кабинет переименовывается в «Методический кабинет по среднему специальному и начальному музыкальному и художественному образованию». В новом названии уже был определен круг компетенций методического кабинета.

К тому времени, начиная с 1950-х годов, в Ленинграде было открыто уже около тридцати новых детских музыкальных и художественных школ в разных районах города и пригорода. Продолжали стабильно работать старейшие учебные заведения среднего специального образования в сфере искусства, созданные в 18-19 веках (хоровое училище им. М. И. Глинки, художественное училище
им. Н. К. Рериха, музыкальное училище им. Н. А. Римского -Корсакова), а также — музыкальные и художественные школы, открытые в первой половине ХХ века.
Назрела необходимость обратить более пристальное внимание на образовательную деятельность в сфере культуры и искусства города, сделать её более системной, цельной, активной и результативной. Методический кабинет направил свои усилия на осуществление этих целей
и задач.

Были определены основные направления деятельности методического кабинета:

  • оказание методической помощи учебным заведениям в разработке и адаптации образовательных программ, учебных планов, календарных графиков;
  • организация работы городских методических объединений (секций) по специальностям в целях: повышения качества дополнительного музыкального и художественного образования; обеспечения взаимодействия преподавателей всех уровней музыкального и художественного образования; оказания помощи молодым преподавателям, обмена опытом, представления преподавателями собственных методик;
  • выявление и поддержка талантливых и особо одарённых детей, проявивших себя во время общегородских конкурсов, смотров, фестивалей, концертов, выставок, олимпиад, организуемых и проводимых учебно-методическим центром.

В 2019 году исполняется 45 лет организации, прошедшей путь от методического кабинета до Учебно-методического центра развития образования в сфере культуры и искусства Санкт-Петербурга, деятельность которого за прошедшие годы трудно переоценить. Он, действительно стал центром, связующим звеном между образовательными учреждениями различного уровня образования, государственными исполнительными органами, профессиональными творческими союзами, концертными и выставочными залами и т. д. Ежегодно учебно-методический центр всё больше расширяет своё социо-культурное пространство, в котором уже находятся не только учреждения Санкт-Петербурга, но и Москвы, многих городов России, а также зарубежья.

Сегодня, прежде всего, центр обеспечивает непрерывность профессионального образования около 3,5 тысяч педагогических работников детских школ искусств Санкт-Петербурга (в том числе — по видам искусств).

Предметом деятельности учебно-методического центра является реализация дополнительных профессиональных программ
(программ повышения квалификации) для педагогических работников и руководителей образовательных организаций в сфере культуры и искусства.

В организации реализуются 8 образовательных программ:

  • Совершенствование профессиональных компетенций преподавателей детских школ искусств (профессиональные модули по специальностям) —
    (72 часа);
  • Управление детской школой искусств (72 часа);
  • Менеджмент в образовании (72 часа);
  • Профессиональная творческая и педагогическая деятельность преподавателя детской школы искусств (18 часов);
  • Вопросы методики преподавания теоретических дисциплин в детских школах искусств (18 часов);
  • Исполнительство и педагогическая практика преподавателя детской школы искусств (18 часов);
  • Предметы общеобразовательного цикла в системе интегрированных образовательных программ среднего профессионального образования
    (18 часов);
  • Актуальные вопросы управления детской школой искусств (18 часов).

Другое важное направление деятельности центра — учебно-методическая работа, связанная непосредственно с образовательным процессом в семидесяти образовательных учреждениях города (на сегодняшний день это — 7 учреждений среднего профессионального образования в сфере культуры и искусства, 24 детские музыкальные школы, 25 детских школ искусств, 14 детских художественных школ).
В компетенции УМЦ: разработка учебных планов и дополнительных профессиональных программ с учетом пожеланий слушателей и администраций образовательных учреждений сферы культуры и искусства Санкт-Петербурга; подготовка и издание учебно-методических пособий; профессиональная экспертиза учебно-методических материалов и документов; информационно-методическое сопровождение аттестации педагогических работников государственных образовательных учреждений в области искусства и культуры; методическая помощь
в выявлении наиболее одаренных детей и в их дальнейшем профессиональном развитии; организационно-консультативное обеспечение всех направлений деятельности.

Методическую деятельность Центр осуществляет также через городские секции — общественные организации, объединяющие преподавателей по специальностям (всего — 12 секций: фортепиано, струнные смычковые инструменты и арфа, духовые и ударные инструменты, народные инструменты, эстрадно-джазовые инструменты, хореография, синтезатор
и компьютерные технологии, фольклор и народное пение, теоретические музыкальные дисциплины, хоровые дисциплины, художественные дисциплины, общеобразовательные дисциплины). Обновление теоретических знаний и практических навыков педагогических работников осуществляется посредством организации семинаров, конференций, открытых уроков, мастер-классов, проводимых в соответствии с планом работы секции на учебный год.

С целью формирования специальных навыков и получения новых знаний для более, чем 37 тысяч учащихся и студентов образовательных учреждений в сфере культуры и искусства Санкт-Петербурга учебно-методический центр организует и проводит профессиональные конкурсы, фестивали, смотры, смотры-конкурсы, концерты, выставки, олимпиады и т. д.
Сегодня коллектив Центра продолжает и развивает традиции, сложившиеся за 45-летнюю историю деятельности организации, обладает творческим потенциалом для создания и реализации новых, современных проектов, направленных на совершенствование системы образования в сфере культуры и искусства Санкт-Петербурга.